Эпохи

Реклама


 

Инки

Вторник, 03 Июль 2012 18:33

Обзор

Крупнейшее государство Южной Америки – империя инков – просуществовало сравнительно недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф.Писарро, которые в 1532 г. захватили и разграбили страну.

Изучения европейцами достижений культуры древних жителей Южной Америки показали высочайший уровень развития цивилизации. 

Строительное мастерство. Каменная кладка инков отличалась своей массивностью, каменные блоки всегда были прочно подогнаны друг к другу… 

Искусство ткачества. Среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, что объяснялось трудностью их производства. Для изготовления тканей выращивался хлопок, а также использовалась шерсть альпак, лам и викуний. 

Дороги. К шедеврам мастерства инков можно отнести сеть магистральных дорог, связывающих все части инкской империи. Две главные артерии, соединенные многочисленными второстепенными дорогами, пролегли — одна по побережью, другая среди гор. Прибрежная магистраль длиной в 2000 км начиналась от залива Гуаякиль в Эквадоре, мимо столицы Чиму — Чан-Чан, песков Наски, завершаясь в районе нынешнего Сантьяго (Чили). Горная магистраль — Капан-кан (королевская дорога) — простиралась еще дальше — от гор к северу от Кито к озеру Титикака и далее на юг — за Сантьяго. Обе дорожные системы растянулись на расстояние более 9370 км.

Дороги инки строили, преодолевая все препятствия на своем пути. Иногда дорога представляет собой головокружительные лестничные пролеты с вырубленными в скале ступенями. В другом месте она проходит через тоннель, под сводом которого не сгибаясь может пройти человек. Через глубокие ущелья перекидывались подвесные мосты, сделанные из жесткой травы ичу. Так, длина одного из них составляла 66 м. 

Испанцев поразила способность инков передавать приказы и сообщения по всей территории огромных владений. Королевские курьеры — часки — преодолевали на большой скорости короткие дистанции, иногда на обратном пути доставляя свежую рыбу к императорскому столу. В общей сложности в день они могли пробегать до 150 км. 

Искусство ирригации. Местные жители сумели изобрести самую развитую и надежную ирригационную систему в доколумбовой Америке. Так, для снабжения водой столицы народа чиму — города Чан-Чан, расположенного в пустыне, — на склонах гор была создана сеть каналов. По ней вода поступала вниз для орошения, водоснабжения города, а также и для избавления его от мусора. К жилищам знатных особ подавалась также и горячая вода из термальных источников.

Золото индейцев. Искусство обработки металла древних жителей Южной Америки возникло более 2000 лет назад. Они создавали как предметы быта, так и украшения, статуэтки, игрушки. Один испанский историк писал, что их мастера выковывали из золота предметы такой красоты, что "они затмевали изделия испанских ювелиров, так как умели делать золотых птичек, головки которых, язычок, крылышки двигались, топорщились". Инки называли золото "потом солнца", серебро — "слезами луны" и воспринимали их только с эстетической точки зрения.

 

Обработанные камни.

В 3 км от Куско, недалеко от крепости Саксайуаман находится комплекс Кенко. На первый взгляд представляет собой нагромождение камней, каменный хаос, но потом начинаешь замечать ступени, какие-то пирамиды, странные фигуры, углубления, напоминающие собой формы для литья. Все очень хорошо отшлифовано, все углы заглажены. Внутри скалы имеются проходы. Непонятно, являются ли они естественными результатами эрозии, или сделаны руками человека. Скорее всего, здесь поработали два мастера. Скала имеет морское происхождение (и это на высоте свыше 3000м.) с окаменелостями раковин гастеропод и сама по форме и структуре напоминает одну из морских раковин (Spondylus). 

Источники и священные ванны.

Строители Священной долины нашли оригинальное решение, объединив плавное движение камня и льющейся воды. Искрящийся каскад потоков от каменных струй, иногда украшенных вырезанными архитравами, в радостно плещущиеся бассейны, затем течет через весьма сложные каменные каналы, чтобы влиться в следующий бассейн или ванну, и так далее от одного водоемчика до другого. Ясно, что для инков или их предшественников все эти искусственные ручьи и источники были не просто выражением мастерства их создателей, но возможно являлось воплощением Священной реки Урубамбы. 

В каждом поселении Священной долины был свой "водопровод". В Ольянтайтамбо вода текла вдоль главных улиц в узких каменных каналах и вытекала в виде источников из скал. На самом деле все эти источники были искусственными и предусматривали сложные гидротехнические сооружения и точный расчет. Более поздние попытки прочистить подобные каналы, как например это было в Куско в период конкисты, привело к полному выходу из строя этого сооружения. 

Но были, да и сейчас есть места в Священной долине, которые представляют собой храмы, посвященные воде. В Тамбомачае, в нескольких километрах от Куско, известном под названием "Ванны Инки" среди массивных стен с изящными нишами стекают каскады воды. Даже в наше время вода продолжает переходить с одного уровня на другой, радуя своей свежестью туристов. В Типоне вода стекает каскадами через каналы в террасах. Примечательно то, что в наше время, никто не знает откуда именно идут эти потоки, где находятся их истоки. Все эти места называются храмами воды, но чем они были на самом деле, никто не знает.

В Мачу Пикчу сохранилось 16 искусственных источников, которые питаются один от другого, то соединяются, то снова расходятся, меняют направление, извиваясь как змеи среди выступов, ниш, ступеней и других рельефных форм. Не смотря на очевидный прагматизм этих потоков, как источников жизни, они представляют собой произведение искусства - плавные изгибы серебряных струй в полной гармонии с камнем, заботливо обработанным умелыми руками. 

Лестницы и проходы.

Было бы странным, если бы инки (или их предшественники) не использовали в своих населенных пунктах такой важной архитектурной деталью, как лестница. И действительно, живя в сложных горных условиях, когда различные части одного поселения находились на разных уровнях, и чтобы пройти от одного дома к соседнему, приходилось подниматься на десятки метров, они в совершенстве овладели этой архитектурной деталью. 

Это были лестницы, выточенные из целого монолита или состоящие из отдельных ступеней, прямые и плавно изгибающиеся. Причем высота ступеней и даже их ширина варьировалась с таким расчетом, чтобы пешеходу было максимально удобно. Здесь можно встретить и широкие лестницы, спускающиеся на площади крупных поселений и узкие, где едва могли разминуться два человека. Там, где невозможно было пройти инкские строители пробивали проходы в скалах - небольшие узкие туннели, как например в Писаке. 

Интересный тип лестницы можно увидеть на некоторых анденах (террасах) - так называемые "плавающие" лестницы. Они представляли собой камни, выступающие из стен анден на 20-30 см и использовались на протяженных террасах, чтобы не затрачивать время и силы для перехода на следующий уровень.

Характерные типы построек.

В Мачу Пикчу и других местах долины можно встретить своеобразные здания, открытые с одной стороны, т. н. масмас (masmas). По внешнему виду это простой дом с двухскатной крышей, только без одной стены. С той стороны, где не было стены, крыша поддерживалась специальной деревянной балкой. На боковых стенах можно видеть пазы для ее крепления. Если дом был длинным, то балка подпиралась специальной каменной колонной. Постройки такого типа встречаются в теплых частях долины.

Некоторые здания имеют среднюю стену, идущую вдоль и делящую дом на две равные части с независимыми входами. В средней стене обычно оставляют несколько трапециевидных ниш и с одной и с другой стороны. Некоторые из таких домов не имеют одной из фронтальных стен и называются двойной масмой. 

Другой тип дома называется кальянка (kallanka). Это очень длинное с высокой двухскатной крышей, имело несколько входов, обычно с трех сторон,   в следствии чего хорошо вентилировалось. Первые испанские хронисты и конкистадоры обратили внимание на эти здания из-за их непропорционально высокой крыши. Предполагается, что дома эти служили для солдат, которые в случае тревоги, могли быстро выскочить из здания. Возможно, что кальянки служили домами для работников, выполняющими временные трудовые повинности. Вообщем, их можно назвать бараками, в которых спало множество человек, для чего и нужна была хорошая вентиляция. Можно встретить кальянки длиной до 70 м и шириной до 12 м. Одним из грандиознейших зданий подобного типа являлся так называемый Храм Виракочи в Ракчи (Каче). В этом храме была средняя стена и два симметричных ряда колонн с обеих сторон. 

В Священной долине в крупных населенных пунктах многие дома, обычно зажиточных хозяев, образовывали канчас (canchas "дворы"). Простой двор состоял из четырех построек, причем стены зданий и формировали собой двор. Выход наружу был в одном из зданий. Двойной двор состоял из семи построек, делился пополам стеной, которая проходила и через центральное здание. Вход в этот двор тоже обычно был через одно из зданий. 

Крыши были двух или четырех скатными или круглыми и являлись самым необычным элементом инкской архитектуры, поскольку были соломенными. Сложные технологии обработки камня и строительства никак не сочетаются с таким примитивным материалом. Соломенные крыши и сейчас обычное явление в крестьянских домах в Андах, но сами постройки выполнены из глины или необожженного кирпича и не имеют ничего общего с величественными строениями прошлых веков. Непонятно, почему прекрасные мастера, строители и инженеры Священной долины не додумались до такой простой вещи, как керамическая черепица. 

Другим непонятным элементом инкской архитектуры являются цилиндрические и кольцеобразные каменные выступы на фронтонах многих зданий. Считается, что они использовались в креплении стропил и обрешетки кровли. Они встречаются и на внешних и на внутренних частях стен. Некоторые исследователи считают, что во внутренней части здания к этим элементам крепились циновки, служившие потолком. 

Как уже говорилось выше, оконные и дверные проемы имели характерную трапецеидальную форму. Многие дверные проемы строений Куско и других населенных пунктов долины имеют архитрав шириной несколько сантиметров, что придает им законченность и оригинальность. Двери в стенах крепостных стен замыкались с помощью необычных устройств: по обеим сторонам проема были сделаны ниши со специальными каменными цилиндрами веревками, деревянная дверь крепилась к стене веревками, которые пропускались в ниши, где каменные цилиндры работали как блоки. С помощью этих устройств дверь плотно и крепко накрепко притягивалась к проему.

Окна и ниши в строениях Священной долины были одного размера и являлись специфическим архитектурным элементом, располагаясь довольно симметрично по отношению ко всему зданию. Ниши, расположенные на внутренних частях стен представляли собой "ложные окна" и могли служить шкафами или полками для каких либо предметов. 

 

Материалы и методы строительства.

Что касается материала, то можно сказать, что для строителей Священной долины были доступны все типы камней, от самых мягких и легких в обработке, до твердых, типа андезита и гранита. Камни доставлялись на большие расстояния не взирая на сложные горные ландшафты. Во многих местах на путях транспортировки до сих пор лежат огромные каменные блоки, так называемые "уставшие камни". Это объясняют тем, что строительства были внезапно прерваны по причине конкисты. На самом деле причины внезапной остановки строительных работ остаются неизвестными, и произошло это задолго до прихода испанцев. 

Мастера Священной долины обрабатывали камень без железных инструментов. Возможно, они использовали медь, бронзу и все тот же камень. Иногда встречаются камни, как например в Куско, которые явно обработаны железным инструментом. Считается, что работы выполнялись уже в колониальный период. Испанцы, восхищенные каменной кладкой инков, нанимали резчиков-индейцев, которые применяли привычные для конкистадоров железные инструменты. В качестве примера приводятся камни с вырезанными на них змеями. Красивая легенда и не более того. Вряд ли католики украшали бы свои дома явно языческими символами, которые они так ревностно уничтожали по всему Перу. 

Принято считать, что древние строители использовали деревянные клинья для раскалывания крупных каменных блоков. Они загоняли их в отверстия и поливали водой. Расширяющаяся древесина разрывала камень любой твердости. Подобные методы известны у многих древних сообществ. Отверстия под клинья сверлились каменными сверлами-пестиками с добавлением в лунку песка. Это всего лишь предположения, как дело обстояло на самом деле… 

Впрочем, не эти технологии принесли известность мастерам Священной долины. Неповторимость архитектуры инков заключается в том, что они создали совершенно необычный тип кладки, когда многоугольные каменные глыбы подгонялись с миллиметровой точностью друг к другу. Камни скреплялись между собой с помощью сложных систем пазов и выступов, при этом точный инженерный расчет заставлял, и многотонные глыбы и небольшие камни, своим весом "работать" не на развал кладки, а на ее связку. Некоторые камни скреплялись медной или бронзовой арматурой, но это был скорее исключением нежели обычным дел 

Кладка инков стоит до сих пор, без всякого связующего раствора, не смотря на время и природные катаклизмы. А землетрясения довольно частое явление в тех местах.

 

Трапеция - символ архитектуры инков.

Сущность архитектуры Священной Долины определяется тремя важными аспектами: точность, функциональные возможности и строгость. Неизвестные мастера обрабатывали камень с точностью, беспрецедентной в человеческой истории; их архитекторы больше обращали внимание на функциональные возможности, нежели чем на художественное оформление. И все же их строения достигли захватывающей дух красоты и величия, именно через строгость линии и необычного контраста масс. 

Доминирующая стилистическая форма в архитектуре инков проста, но изящна - это трапеция. Она имеет не только функциональное значение, но и строго ограниченное художественное оформление. Трапециевидные дверные проемы, окна, и стенные ниши найдены в постройках всех типов, и в храмах и в менее значительных зданиях более грубых, если можно так выразиться, постройках. Ниши могли иметь разнообразные функции, существует предположения, что в них размещались идолы или какие-либо другие культовые предметы. В жилых домах они могли выполнять роль хозяйственных шкафов для утвари и различных вещей. 

Трапеция - типичная архитектурная особенность Священной долины. Тот факт, что подобные формы можно увидеть в других областях Перу, севернее Куско, возможно объясняется распространением влияния инков, или просто подражанием местными строителями архитектурным формам Священной Долины. Интересно отметить то, что в районе Тиауанако, который в общем-то, считается источником инкской культуры, трапециевидные формы не встречаются. 

Среди древних культур народов Америки выделяются три наиболее интересные и значительные – ацтеков (Центральная Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили).

Инкские гончары и ткачи, хотя и не превзошли мастеров Моче и Паракаса, достигали высокого мастерства в своих изделиях, будь то предметы повседневного обихода или произведения искусства. Трудно даже перечислить все материалы, которые ремесленники-инки умели обрабатывать, создавая из них не только домашнюю утварь, священные приношения, украшения
и атрибуты религиозного культа, но и подлинные шедевры, удовлетворявшие их эстетические потребности. 

 
« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 
 
 
     
  Наверх © Сайт «Сквозь века» изготовлен студией «ККиПК» 2012 ©